ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №71
Кировского района Санкт-Петербурга
198152, Санкт-Петербург, улица Краснопутиловская, дом 17, лит. А
8-812-783-33-95
dou71.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №71

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет 

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются:

  • восприятие,
  • речь,
  • начальные формы произвольного поведения,
  • игры,
  • наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна:

  • неосознанность мотивов,
  • импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.


Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. 

Параметры описания социальной ситуации развития

Ранний возраст (2-3 года)

Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом.

Две сферы социальных отношений:

1. «ребенок – взрослый»

2. «ребенок – дети»

  • Ребёнок начинает общаться со сверстниками.
  • Роль взрослого главная.

Особенности пониманияребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми

  • На третьем году начинает складываться общение ребёнка со сверстниками.
  • Взрослый является проводником в мир людей, природы, вещей.

Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

  • Появляется феномен «Я сам» – происходит распад единого предметного действия. Взрослый отделяется от ребёнка, ребёнок впервые видит взрослого и его действия, как образцы, и действует, так как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так как он.
  • Ребёнок стремится к самостоятельным действиям, которые связаны с возникновением личного действия.

Ведущий вид деятельности

Предметно-манипулятивная деятельность

Развитие психических функций:

  1. Восприятие
  2. Память
  3. Мышление
  4. Речь
  • Восприятие. Восприятие развивается в процессе практических действий, общения, игры.
  • Память. Ребёнок хорошо запоминает только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено.
  • Мышление. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.
  • Речь. В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Дети сопровождают речью почти все свои действия, повторяют всё, что слышат, «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым предметом деятельности, в котором они открывают всё новые и новые стороны. Ребёнок может запомнить и воспроизвести стихотворение; пересказать слышанную от взрослого сказку или рассказ (к трём годам).

Особенности личности:

  1. Эмоциональная сфера
  • Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду.
  • У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера.

Кризис:

  1. Суть кризиса: в чем противоречия;
  2. Проявления: особенности поведения ребенка в кризисе
  • Социальная ситуация слитности ребёнка с взрослым исчезает, появляется двое: ребёнок и взрослый.
  • Кризис трёх лет. Суть всех проявлений этого кризиса одна: ребенок противопоставляет себя не только родителям, но и всему миру.

Поведение взрослого в кризисе ребенка

  • Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны.
  • Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое.
  • В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.
  • Не повышайте при ребёнке голос и сведите к минимуму ситуации, которые могли бы вызвать ваше раздражение.
  • Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.
  • Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился.
  • Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать:

  • у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
  • умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать:

  • отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
  • элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
  • внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я.

Формировать:

  • у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
  • у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. 

Семья.

Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи. 

Детский сад.

Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.


Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формировать:

  • привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  • умение во время еды правильно держать ложку.

Учить с помощью взрослого:

  • приводить себя в порядок;
  • пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Самообслуживание.

Учить детей:

  • одеваться и раздеваться в определенном порядке;
  • при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
  • в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Приучать детей к опрятности.

Общественно-полезный труд.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать:

  • поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
  • уважение к труду взрослых.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.

Обращать внимание на то, что и как делает взрослый:

  • как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
  • как дворник подметает двор, убирает снег;
  • как столяр чинит беседку и т.д.),
  • зачем он выполняет те или иные действия.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца). 


Формирование основ безопасности 

Безопасное поведение в природе.

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе

  • не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;
  • не рвать и не брать в рот растения и пр.

Безопасность на дорогах.

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить:

  • с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
  • с понятиями «можно – нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.). 


Формирование элементарных математических представлений

Количество.

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

Учить различать количество предметов:

  • один — много

Величина.

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: 

  • большой дом — маленький домик,
  • большая матрешка — маленькая матрешка,
  • большие мячи — маленькие мячи и т. д.

Форма.

Учить различать предметы по форме и называть их:

  • кубик,
  • кирпичик,
  • шар и пр.

Ориентировка в пространстве.

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела:

  • голова,
  • лицо,
  • руки,
  • ноги,
  • спина.

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.


Развитие речи

Развивающая речевая среда

Способствовать развитию речи, как средства общения.

Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:

  • «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,
  • «Узнай у тети Оли и расскажи мне...»,
  • «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.

Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях:

  • например, о повадках и хитростях домашних животных;
  • показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру:

  • «Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
  • «Возьми красный карандаш»,
  • «Спой песенку маленькому медвежонку»;

называть их местоположение:

  • «Грибок на верхней полочке, высоко»,
  • «Стоят рядом»

имитировать действия людей и движения животных:

  • «Покажи, как поливают из леечки»,
  • «Походи, как медвежонок»

Обогащать словарь детей:

существительными, обозначающими названия:

  1. игрушек,
  2. предметов личной гигиены:
    1. полотенце,
    2. зубная щетка,
    3. расческа,
    4. носовой платок,
  3. одежды,
  4. обуви,
  5. посуды,
  6. мебели,
  7. спальных принадлежностей:
    1. одеяло,
    2. подушка,
    3. простыня,
    4. пижама,
  8. транспортных средств:
    1. автомашина,
    2. автобус,
  9. овощей,
  10. фруктов,
  11. домашних животных и их детенышей; 

глаголами обозначающими:

  1. трудовые действия:
    1. стирать,
    2. лечить,
    3. поливать,
  2. действия, противоположные по значению:
    1. открывать — закрывать,
    2. снимать — надевать,
    3. брать — класть,
  3. действия, характеризующие взаимоотношения людей:
    1. помочь,
    2. пожалеть,
    3. подарить,
    4. обнять,
  4. их эмоциональное состояние:
    1. плакать,
    2. смеяться,
    3. радоваться,
    4. обижаться; 

прилагательными, обозначающими:

  1. цвет:
    1. красный,
    2. синий,
  2. вкус:
    1. сладкий,
    2. кислый,
  3. величину:
    1. большой,
    2. маленький,
  4. температуру предмета:
    1. холодный,
    2. горячий; 

наречиями:

  1. близко,
  2. далеко,
  3. высоко,
  4. быстро,
  5. темно,
  6. тихо,
  7. холодно,
  8. жарко,
  9. скользко.

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. 

Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию:

  • артикуляционного и голосового аппарата,
  • речевого дыхания,
  • слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса:

  • «Киска, брысь!»,
  • «Кто пришел?»,
  • «Кто стучит?».

Грамматический строй речи.

Учить согласовывать:

  1. существительные и местоимения с глаголами,
  2. употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
  3. использовать в речи предлоги:
    1. в,
    2. на,
    3. у,
    4. за,
    5. под.

Упражнять в употреблении:

  1. некоторых вопросительных слов:
    1. кто,
    2. что,
    3. где
  2. и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов:
    1. «Кисонька-мурысенька, куда пошла?».

Связная речь.

Помогать детям, отвечать:

  1. на простейшие:
    1. «Что?»,
    2. «Кто?»,
    3. «Что делает?»
  2. и более сложные вопросы:
    1. «Во что одет?»,
    2. «Что везет?»,
    3. «Кому?»,
    4. «Какой?»,
    5. «Где?»,
    6. «Когда?»,
    7. «Куда?».

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать:

  • об изображенном на картинке,
  • о новой игрушке (обновке),
  • о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

vesnushki

© 2025. Техническая поддержка сайта: site-kirov@mail.ru.