Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются:
- восприятие,
- речь,
- начальные формы произвольного поведения,
- игры,
- наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна:
- неосознанность мотивов,
- импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.
Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Параметры описания социальной ситуации развития |
Ранний возраст (2-3 года) |
Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом. Две сферы социальных отношений: 1. «ребенок – взрослый» 2. «ребенок – дети» |
|
Особенности пониманияребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми |
|
Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. |
|
Ведущий вид деятельности |
Предметно-манипулятивная деятельность |
Развитие психических функций:
|
|
Особенности личности:
|
|
Кризис:
|
|
Поведение взрослого в кризисе ребенка |
|
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Формировать:
- у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
- умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать:
- отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
- элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
- внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе
Образ Я.
Формировать:
- у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
- у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Семья.
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад.
Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.
На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формировать:
- привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- умение во время еды правильно держать ложку.
Учить с помощью взрослого:
- приводить себя в порядок;
- пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Самообслуживание.
Учить детей:
- одеваться и раздеваться в определенном порядке;
- при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
- в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Приучать детей к опрятности.
Общественно-полезный труд.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Приучать:
- поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
- уважение к труду взрослых.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Обращать внимание на то, что и как делает взрослый:
- как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
- как дворник подметает двор, убирает снег;
- как столяр чинит беседку и т.д.),
- зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе
- не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;
- не рвать и не брать в рот растения и пр.
Безопасность на дорогах.
Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомить:
- с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
- с понятиями «можно – нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
Формирование элементарных математических представлений
Количество.
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Учить различать количество предметов:
- один — много
Величина.
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи:
- большой дом — маленький домик,
- большая матрешка — маленькая матрешка,
- большие мячи — маленькие мячи и т. д.
Форма.
Учить различать предметы по форме и называть их:
- кубик,
- кирпичик,
- шар и пр.
Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела:
- голова,
- лицо,
- руки,
- ноги,
- спина.
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Развитие речи
Развивающая речевая среда
Способствовать развитию речи, как средства общения.
Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:
- «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,
- «Узнай у тети Оли и расскажи мне...»,
- «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях:
- например, о повадках и хитростях домашних животных;
- показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
- «Возьми красный карандаш»,
- «Спой песенку маленькому медвежонку»;
называть их местоположение:
- «Грибок на верхней полочке, высоко»,
- «Стоят рядом»
имитировать действия людей и движения животных:
- «Покажи, как поливают из леечки»,
- «Походи, как медвежонок»
Обогащать словарь детей:
существительными, обозначающими названия:
- игрушек,
- предметов личной гигиены:
- полотенце,
- зубная щетка,
- расческа,
- носовой платок,
- одежды,
- обуви,
- посуды,
- мебели,
- спальных принадлежностей:
- одеяло,
- подушка,
- простыня,
- пижама,
- транспортных средств:
- автомашина,
- автобус,
- овощей,
- фруктов,
- домашних животных и их детенышей;
глаголами обозначающими:
- трудовые действия:
- стирать,
- лечить,
- поливать,
- действия, противоположные по значению:
- открывать — закрывать,
- снимать — надевать,
- брать — класть,
- действия, характеризующие взаимоотношения людей:
- помочь,
- пожалеть,
- подарить,
- обнять,
- их эмоциональное состояние:
- плакать,
- смеяться,
- радоваться,
- обижаться;
прилагательными, обозначающими:
- цвет:
- красный,
- синий,
- вкус:
- сладкий,
- кислый,
- величину:
- большой,
- маленький,
- температуру предмета:
- холодный,
- горячий;
наречиями:
- близко,
- далеко,
- высоко,
- быстро,
- темно,
- тихо,
- холодно,
- жарко,
- скользко.
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию:
- артикуляционного и голосового аппарата,
- речевого дыхания,
- слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса:
- «Киска, брысь!»,
- «Кто пришел?»,
- «Кто стучит?».
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать:
- существительные и местоимения с глаголами,
- употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
- использовать в речи предлоги:
- в,
- на,
- у,
- за,
- под.
Упражнять в употреблении:
- некоторых вопросительных слов:
- кто,
- что,
- где
- и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов:
- «Кисонька-мурысенька, куда пошла?».
Связная речь.
Помогать детям, отвечать:
- на простейшие:
- «Что?»,
- «Кто?»,
- «Что делает?»
- и более сложные вопросы:
- «Во что одет?»,
- «Что везет?»,
- «Кому?»,
- «Какой?»,
- «Где?»,
- «Когда?»,
- «Куда?».
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать:
- об изображенном на картинке,
- о новой игрушке (обновке),
- о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.